Культура

Домой Культура

Язык без костей? Как Мединский лгал телезрителям

Язык без костей? Как Мединский лгал телезрителям

Четыре факта откровенной неправды, публично озвученной министром культуры России

26 сентября на телеканале «Дождь» состоялись дебаты министра культуры Владимира Мединского с писателем Дмитрием Быковым. В ходе них глава Минкульта не только вспомнил свой любимый миф о 28 панфиловцах, но и озвучил несколько интересных заявлений, по которым The Insider решил провести небольшой фактчекинг в своей фирменной рубрике «Антифейк».

О панфиловцах

«Есть огромное количество документов, расследование дела, расследование академика Академии наук Куманева, который брал интервью, если мне память не изменяет, с пятью или шестью оставшимися в живых панфиловцами — поименно, с каждым, развернутое. Вы документы почитайте, хотя я понимаю, что это не ваша задача, и после этого мы будем на эту тему спорить. А когда руководитель архива выдергивает из вот такой кипы документов один листок…»

В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. Материалы расследования 1948 года находятся в отрытом доступе. В частности, в них содержатся показания бывшего командира 1075-го стрелкового полка Капрова, показания корреспондента «Красной Звезды» Коротеева и секретаря газеты Кривицкого. В итоге прокуратура постановила, что подвиг 28 панфиловцев «является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого». Что касается Куманева, который сейчас помогает Мединскому в руководстве Российским военно-историческим обществом, то подлинность его интервью с «героями-панфиловцами» ничем не подтверждена.

О секретном опросе ВЦИОМа

«Если мы с вами посмотрим <…> на конкретный результат работы Министерства культуры за эти пять лет, то я вам несколько скучных цифр дам. <…> Во-первых, количество граждан по опросам ВЦИОМа и ФОМа, которые считают, что культура развивается правильно, в нужном направлении, и дела в культуре сейчас лучше, чем были пять-шесть лет назад, за эти годы практически удвоилось. Почти в два раза. Это большой показатель, потому что мы работаем для граждан».

 

Этот опрос ВЦИОМа, видимо, есть только в личном распоряжении Мединского — в самом центре изучения общественного мнения не смогли вспомнить, проводилось ли такое исследование, и заверили, что в публичном доступе его нет. Но зато есть рейтинг оценки деятельности самого Мединского как главы Минкульта. И вот он с 2012 года изменился с 3,15 до 3,19 (по пятибалльной системе), временами опускаясь до 2,99.

О бесплатных музеях для детей

«Кстати, мы для всех детей, как вы знаете, ввели бесплатное посещение всех музеев, а этого нет нигде в мире вообще».

Бесплатный вход в музеи для детей есть не только в России, но и, например, в Италии — там он был введен в 2013 году. Почти во всех крупных городах Европы посетителей до 18 лет, независимо от их гражданства, пускают в музеи бесплатно — например, в Берлине и Париже. Граждане европейских стран обладают такой привилегией до 26 лет.

О растущих зарплатах работников культуры

«Зарплаты в сфере культуры за 5-6 лет выросли в два раза».

Согласно данным Росстата, в 2010 году средняя зарплата работников федеральных госучреждений и госучреждений субъектов РФ в сфере культуры составила 23 тыс. рублей, а к первому кварталу 2017 года она равнялась 26 965 рублям. То есть реальная зарплата (с учетом инфляции) за этот период существенно снизилась.

США могут сократить количество виз по культурному обмену

США могут сократить количество виз по культурному обмену

Количество американских виз по программам культурного обмена может быть сокращено. Соответствующий вопрос в настоящее время рассматривается администрацией Трампа. Данное сокращение относится к тем, кто приезжает в США на летние работы. Также сокращение затронет иностранцев, которые устраиваются нянями и воспитателями в рамках программы Au Pair и ей подобных.

Для приезда в США по программе культурного обмена используется виза J-1, передает РИА Новости. В нее входят ряд программ (няня, стажер, врач, вожатый, правительственный визитер, академик, иностранный гость). Далеко не все из них подразумевают необходимость работы. Так, студенты также пользуются J-1, однако работать они не должны. Сокращение числа виз по культурному обмену их не коснется.

Девушка, прикуривавшая сигарету от свечи в храме, попала под уголовное дело

Девушка, прикуривавшая сигарету от свечи в храме, попала под уголовное дело

Жительнице Белгорода, прикурившей от свечи в храме, грозит до одного года тюрьмы. Уголовное дело в отношении нее возбуждено СКР.

21-летняя жительница Белгорода в мае 2016 года выложила в социальных сетях фото, где она прикуривает сигарету в православном храме от церковной свечи. Данным изображением вскоре заинтересовались следственные органы, которые провели проверку.

Как сообщает «Федеральное агентство новостей», в пятницу, 3 февраля, СКР возбудил дело по статье о публичных действиях, которые демонстрируют явное неуважение к обществу и совершены, чтобы оскорбить религиозные чувства верующих. Наказание по этой статье предусматривает до одного года лишения свободы.

США хочет сделать с Китаем то же самое, что и с Россией

США хочет сделать с Китаем то же самое, что и с Россией

История повторяется. То, что когда-то было сделано с Россией. Теперь планируется сделать и в Китае. Растущая мощь Поднебесной очень сильно волнует мирового лидера — США. Напряженная обстановка в Южно-Китайском море показала, что если так будет продолжаться и дальше, то настанет момент, когда Китай сможет обогнать США не только по уровню экономического развития, но и в сфере ВПК. Когда это произойдет, то Поднебесная совсем перестанет считаться с интересами американцев, опираясь на поддержку своей армии.

Чтобы этого не произошло, США начали политику внедрения культурных ценностей Америки в Китае.
Через свое посольство в Пекине они ищут некоммерческие организации, которые до 28 февраля 2017 года должны предоставить проект по обучению китайцев политическим и культурным ценностям Соединенных Штатов.

Подобная активность вызвана тем, что программирование населения через интернет идет, не так эффективно, как хотелось бы. Великий китайский фаервол успешно блокирует большую часть нескончаемого потока американских ценностей, тем самым оберегая неокрепшую психику подрастающего поколения.

Чтобы Вы понимали, о чем идет речь, приведу примеры хорошей пропаганды американских ценностей.

Прошу любить и жаловать современного кумира российской молодежи — видеоблогер Ивангай.
На данный момент на его канале более 10 700 000 подписчиков. Основная аудитория девочки подросткового возраста (те самые, которые потом будут рожать, и воспитывать будущих российских лидеров)

Любой профессионал, который занимается обработкой видео скажет, что ролики сделаны очень качественно. 21-летний парень вряд ли сможет в одиночку сделать превосходный монтаж, наложить отличное звуковое сопровождение и спецэффекты. Юмор тоже находится на высоком уровне, а значит, над ним работают профессионалы.

Чтобы за 4 года раскрутить канал с нуля до 10 миллионов подписчиков одного качественного контента мало. Его нужно еще и продвигать. Выводить в топ ютуба. Нужно создавать какие-то ситуации, чтобы повысить интерес подписчиков и обратить внимание сми.

Поэтому Ивангаю периодически кто-то угрожает. То Ивангай скрывается от родителей. Обязательно нужно рассказать об истории любви и расставания. Фанаты личную «трагедию» кумира переживают, как свою.

После каждого такого случая поднять рейтинг Ивангаю (и себе за одно) помогают различные газетенки. Съемочные группы ездят из Москвы в Украину, чтобы взять интервью у родителей.

За именем Ивангай скрывается целая индустрия «продавцов счастья», которые продвигают свои товары и услуги. Именно они придумывают сюжеты, а также способы ненавязчивой рекламы, тем самым выстраивая приоритеты ценностей у нашей молодежи.

Еще одним показателем стал фильм «Взломать блогеров«, в котором приняли участие звездные блогеры рунета: Саша Спилберг, Ивангай и Марьяна Ро.

Самое интересное, что на кинопоиске этот фильм получил самую низкую оценку.

США хочет сделать с Китаем то же самое, что и с Россией

И это не мудрено. Ведь съемками фильма занималась совсем другая кампания.

Миллионы фанатов были разочарованы, так как фильм не дотягивает до уровня роликов Ивангая. Фанаты почувствовали подвох и наставили фильму плохих оценок. Это наводит на мысль о несамостоятельности Ивангая, как блогера. За несколько лет в топе ютуба он мог научиться чувствовать, что понравится его фанатам, а что нет.
Примерно таких же героев планируются организовать и в Китае.

Если Вы действительно не поняли что в этом такого, то..

 

Sotheby’s признался в продаже подделки

Sotheby's признался в продаже подделки

Картину, приписываемую кругу Пармиджанино, продали на аукционе 2012 года за $842 500.

Анализ картины «Святой Иероним», проведенный лабораторией Orion Analytical, показал, что полотно, которое аукционный дом Sothbey’s признал работой мастера круга Пармиджанино — современная подделка. Все образцы краски, взятые с разных частей картины, содержали современный пигмент, наличие которого нельзя списать на работу реставраторов.

Покупателю картины аукционный дом возместил все $842 500, и теперь Sothbey’s надеется отсудить у Лионеля де Сен-Донат Пурьера, выставившего «Святого Иеронима» на аукцион, $672 000, которые тот получил за продажу картины.

Волочкова дала отповедь «попам», посоветовав молиться за всех и не лезть в искусство

Волочкова дала отповедь "попам", посоветовав молиться за всех и не лезть в искусство

Объявить «оккультным» классический балетный спектакль «Щелкунчик» мог только священник, у которого «что-то не в порядке», считает российская балерина Анастасия Волочкова по поводу заявления новосибирского митрополита Тихона, которое вызвало новое резкое возмущение попытками иерархов Русской православной церкви навязывать свое мировоззрение россиянам и вмешиваться в другие сферы общественной жизни. «Как можно считать оккультным классический балет, который написан великим композитором Чайковским, который поставлен, если мы говорим о классической редакции, в лучшем виде?! Он, на мой взгляд, вообще является святым», — заявила Волочкова в эфире радиостанции «Говорит Москва».

По ее словам, «Щелкунчик» стал первым спектаклем, который она посмотрела в детстве. Именно после этого она захотела посвятить себя балетному искусству. «Пусть дети, взрослые и молодёжь приходят на балет «Щелкунчик». Пусть они лучше балет смотрят, чем тот отстой, простите, который нам пропагандируют с экранов телевизора, интернета. Это моё убеждение. А попам я бы посоветовала сидеть в церкви и молиться за всех нас и не лезть в светскую жизнь и искусство», — высказалась Анастасия Волочкова.

Общественный резонанс получило заявление митрополита Тихона о том, что Театру оперы и балета в Новосибирске следует сменить репертуар на время рождественских праздников. По мнению Тихона, балет «Щелкунчик» не отражает религиозной сути Рождества и, более того, является оккультным. Вместо него, как считает иерарх Русской православной церкви, необходимо показывать оперу «Рождество», созданную по заказу самой Новосибирской метрополии РПЦ.

При этом это уже не первый такой скандал, который возник с подачи правящего архиерея. В 2015 году митрополит Тихон пожаловался в прокуратуру на постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Владыку возмутил использовавшийся в сценографии спектакля плакат с Христом, изображенным между женских ног. В результате режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича обвинили в оскорблении чувств верующих, но позже оба были оправданы судом. Мездрича, впрочем, вскоре уволили.

Общественный совет Минкульта предложил ограничить работу иностранных цирков в России

Общественный совет Минкульта предложил ограничить работу иностранных цирков в России

Общественный совет при Министерстве культуры предложил законодательно ограничить в России деятельность иностранных цирков, среди которых Cirque du Soleil. «Общественный совет при министерстве культуры предложил министерству рассмотреть возможность законодательного ограничения деятельности иностранных цирков в России»,— приводит RNS слова председателя совета, исполнительного директора «Всероссийского хорового общества» Павла Пожигайло.

По словам господина Пожигайло, эта инициатива обсуждалась на заседании совета в декабре, а до конца января представители ведомства должны ее изучить. «Почему мы защищаем огурцы и помидоры, а культуру не защищаем? Нам очень важно сохранить свою цирковую школу — она у нас уникальна. Но конкурировать с Cirque du Soleil нереально из-за их огромных бюджетов. Мы считаем, что должен быть произведен мониторинг и оценка тех сфер культуры, которым необходима защита по аналогии с защитой сельхозрынка в результате введенных против России санкций. Одной из мер может стать ограничение количества представлений в России в течение года, или ограничение участия иностранных артистов, также могут быть разработаны какие-то минимальные требования к цирковой программе. Наш цирк высокопрофессиональный, он не пошел по пути легкого шоу, он объективно более дорогой. Также может быть введен специальный сбор с тех цирков, которые работают под иностранным брендом в России»,— рассказал председатель совета при Минкульте.
 

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Одним из основных украшений Барселоны (Испания) считается Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства. Он представляет собой удивительное сочетание архитектурного гения Антонио Гауди и неоготического стиля. Строительство церкви, напоминающей причудливый замок из песка, не могут закончить вот уже 134 года.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Первым архитектором, взявшимся за возведение Искупительного храма Святого Семейства, или церкви Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) стал Франсиско дель Вильяр, а не Антонио Гауди, как принято считать. Строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан.

Первоначально архитектор планировал создать неоготическую базилику в форме традиционного латинского креста. Вскоре после начала работ у Франсиско дель Вильяра возникли разногласия с церковным советом. Он понял, что придется искать себе другую работу. Популярная легенда гласит, что дель Вильяр увидел своего преемника во сне, это был образ юноши с невероятно голубыми глазами. Так все и вышло. Однако на самом деле Антонио Гауди был учеником архитектора, да и брал за работу гораздо меньше, нежели его именитые коллеги.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Так должен выглядеть оконченный вариант Храма Святого Семейства.

Гауди в корне отошел от первоначального плана и стал воплощать в реальность свое видение храма. По его задумке в церкви Святого Семейства должно быть построено 18 башен: 12 небольших одинаковых структур призваны символизировать количество апостолов, 4 башни – евангелистов. Одна башня спроектирована в честь Богоматери, а еще одна, самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Стоит отметить, что самая высокая структура до сих пор не построена.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Строительные работы Храма Святого Семейства в Барселоне (Испания).

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Саграда Фамилия. Вид внутри.

Антонио Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. Когда он понял, что строительство Саграда Фамилия не завершится до его смерти, мастер стал уделять больше внимание причудливой внутренней отделке храма. Скептики, несогласные с нетрадиционным обликом церкви, утверждали, что конструкция обязательно рухнет. Сегодняшние специалисты придерживаются мнения, что Саграда Фамилия сумеет выстоять даже во время землетрясения с магнитудой до 7 баллов.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Храм состоит из трех фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. Фасад Рождества украшен декоративными скульптурами представителей флоры и фауны. Занимательно, что для сцены избиения младенцев, мастер делал слепки из мертворожденных детей. Чтобы получить гипсовые слепки животных в натуральную величину, Гауди использовал хлороформ, усыплявший их на время. Как отмечал сам архитектор, он стремился к созданию такого храма, глядя на который, улыбались бы ангелы с неба.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

После смерти Антонио Гауди в 1926 году встал вопрос о продолжении строительства храма. Многие высказывались против, т. к. опасались, что стиль прославленного архитектора не так уж легко повторить. Архитектор Хосе Асебильо высказывался о нецелесообразности продолжения работ: «Это все равно, что приделать руки к Венере Милосской».

Но возведение было продолжено соратником Антонио Гауди Доменеком Сугранесом. 1936 год стал несчастливым для Саграда Фамилия: во-первых, из-за вспыхнувшей гражданской войны строительные работы были приостановлены, а во-вторых, пожар уничтожил все чертежи Гауди, многие из которых так и не удалось восстановить.

Саграда Фамилия – величайшее творение Антонио Гауди, которое не могут достроить

Несмотря на то, что работа над возведением Саграда Фамилия продолжается и по сей день, 7 ноября 2010 года храм был освящен римским папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. Правительство Испании заявляет, что окончить длительное строительство храма удастся к 2026 году.

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах

Жизнерадостная американка Жаслин Олберт прилетела в Уфу из маленького городка в пригороде Кливленда, штат Огайо, США. В России она уже второй год, но за это небольшое время она успела достаточно хорошо обосноваться и даже завести свой блог, в котором рассказывает о жизни в нашей стране: «Я люблю фотографировать, у меня есть камера, я не очень профессионально владею ей, только как хобби. У меня есть блог. И я люблю посещать заброшенные места и делать фото там».
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах

Кливленд, штат Огайо

Забавная история в России
Я ездила в Иркутск в путешествие на озеро Байкал. Там мы встретили парня, местного, который нам показывал окрестности. У него была машина и в какой-то момент она заглохла. Села батарейка. И он достал провода из колонок для того, чтобы завести машину с толкача. Мне показалось это забавным, не знаю, типично ли это для русских людей, но мне кажется, в США люди бы не стали этого делать. Мне кажется, это правда забавно.
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах
Байкал, Россия

Причина переезда
Есть несколько причин. Первая, это мой интерес к российской истории. В 9 классе мы узнали про революцию в России, про Советский Союз. Я всегда жила в Америке, и мои родители и бабушки с дедушками. Мы никогда не имели дела с коммунизмом или чем-то похожим. Мне было действительно интересно и увлекательно. Мне очень нравится советская архитектура. Мне всегда была интересна Россия. Это первая причина – мне всегда нравилась Россия, и мне хотелось тут побывать. Вторая причина – это мое образование. Я получила право преподавания английского как второго языка. И оказалось трудновато найти такую работу в США. И один мой друг из университета, он был в Уфе за год до меня. И он спросил – не хочу ли я заменить его, и я согласилась, потому что мне нужен был опыт преподавания английского как иностранного языка. И к тому же, это в России – такая хорошая возможность посетить Россию.

Отношения с русскими
Я знаю много русских людей, потому что здесь не так уж много иностранцев. Большинство людей с которыми я работаю и дружу здесь – русские. Кроме того, у меня есть друзья из Америки, некоторые из них –действительно близки мне, и являются моими лучшими друзьями. Кроме того, мой парень – русский, так что…
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах
Иркутск, Россия

Главные стереотипы о России
Во-первых, это водка, русские всегда пьют водку. То, что люди – всегда пьяны. Но я обнаружила, что оба эти стереотипа – неверны, когда приехала сюда. Другой стереотип – что русские женщины очень мужеподобные, что тоже оказалось неправдой, потому что женщины здесь – очень красивые, и еще очень тощие и маленькие. Не знаю, откуда появился такой стереотип.

Что думают о России люди в Америке
Мы на самом деле не думаем о России слишком часто, в основном, люди говорят о президенте, но мне кажется, что многие люди в Америке думают, что русские – коммунисты. Что-то с правительством, но на самом деле, они не говорят ничего плохого. В фильмах русские обычно изображаются как мафия, типа того. Что русские – опасные, но это не так. Мне кажется, что в России гораздо безопаснее, чем в США.
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах
Москва, Россия

3 главных черты русских людей
Русские – очень добрые, если ты им нравишься, то они сделают для тебя все, что хочешь. Они очень приветливые хозяева, когда приходишь к ним в дом, они предлагают тебе кучу еды и питья. Третья отличительная черта русских – то, что они не дружелюбные в магазинах и на улице. Ну не то, чтобы совсем недружелюбные, просто они не улыбаются.

Три слова, которые ассоциируются с Россией
Водка, холодная погода, борщ.
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах
Казань, Россия

О русских мужчинах
Они не сильно отличаются от американцев. Мне так кажется. Но одна вещь, которая действительно меня раздражает, это гендерные ожидания. То есть от женщин ожидают, что они будут убирать и готовить. В США в этом смысле равенство, и мужчины и женщины готовят и убирают. Эти ожидания мужчин действительно раздражают, но это и все отличие.

Что вызвало культурный шок в России
Приехать сюда и поселиться здесь — в этом не было ничего шокирующего, ну, кроме незнания языка. Но когда я прилетела, я проходила через аэропорт Уфы. Я автоматически была записана в иностранцы, потому что в Уфу прибывает не так уж много иностранцев. То есть я была в части аэропорта для международных перелетов. И я сидела на таможнях три часа. И долго пришлось ждать багаж.

Кстати говоря, о стереотипах, это насчет правительства, что везде процветает коррупция. Моим первым впечатлением о пребывании в России стало то, что я застряла на таможнях, по сомнительному поводу. Это был своего рода шок, но к счастью, со мной были две женщины с моей работы, которые помогали мне. Так что я была не совсем одна и справилась со всеми проблемами. Культурным шоком для меня стала бюрократия.

Бюрократия в США
Это зависит от ситуации, у людей, принадлежащих к меньшинствам, есть множество проблем с правительством и полицейскими. У меня никогда не было таких проблем, я уверена, что они есть. Мне повезло.
 

Американка о культурном шоке в России, русских мужчинах и стереотипах

Ментор, штат Огайо

Чем Россия отличается от США?
Язык, и, мне кажется, политика. Здесь все обсуждают политику, а в США мы не очень много обсуждаем политику. А если и обсуждаем, то это больше повод, чтобы начать драку (вроде бы). Если вы просто проездом здесь, то вы не заметите больших отличий, но образ мышления отличается, то, как люди видят гендерные роли и все такое, в этом есть много отличий. Американцы гораздо более открытые, ну то есть не открытые, а более, не знаю, как это сказать, более равноправные, одинаковые, а здесь все не так. Мужчины обычно управляют домом, а женщины, как ожидается, просто следуют за мужчиной.

P.S.: все фотографии предоставлены героиней материала с ее личного согласия

Почему Путин назвал Крым сакральным

Почему Путин назвал Крым сакральным

Все помнят, как подводя итоги 2014 года, Владимир Путин сказал: «Крым имеет для России огромное цивилизационное и сакральное значение». Кое-кто тогда, особенно в Малороссии,  даже удивился: «А что, Киев не сакральный? А Славянск со Святогорской лаврой? А Почаев, в конце концов?»

Сакральных центров Руси, слава Богу, немало. Однако вряд ли какая иная русская земля составит конкуренцию Таврической. Самое время напомнить об этом сегодня, 28 декабря, в праздник Собора Крымских святых, установленный по благословению Святейшего патриарха Пимена в 1988 году.

Возглавляет Собор  первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный. Обошел он со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Его изгоняли из городов, избивали, в турецком ныне Синопе побили камнями, но, выжив, ученик Христов продолжал свидетельствовать о Спасителе.

После проповеди в Иверии, Сванетии, Осетии и Абхазии апостол Андрей направился в Сарматию и Скифию. В Понтийском царстве он проповедует в Ольвии, Пантикапее, Феодосии, Херсонесе. На берегу Босфора святой апостол основал церковную общину в селении Византий, которое позже стало Вторым Римом – столицей могущественнейшей православной империи и предшественником Рима Третьего.

Однако Константинополь появится лишь через четверть тысячелетия, а до этого столица империи Рим будет гнать своих епископов.

Священномученик Климент, папа Римский. Служение в Тавриде

Речь идёт о папе Клименте. Родился он в знатной римской семье, кровными узами связанной с императорской фамилией. В 16 лет Климент попал в Александрию, где услышал слово апостола от 70 Варнавы и стал горячим приверженцем нового учения. Уже на родине Климент нашёл первоверховного апостола Петра – родного брата Андрея Первозванного. От него – первого епископа Рима – юноша принял крещение.

Незадолго до своей мученической смерти Пётр рукоположил Климента, ставшего одним из его ближайших учеников, в епископа. В 92 году Климент избирается папой Римским, четвёртым по счёту после Петра. Благодаря проповедям папы Климента многие римляне стали христианами; однажды после поучения нового епископа крестилось сразу 424 человека – от раба до придворного.

Последнее обстоятельство обеспокоило императора Траяна, и тот в 98 году сослал Климента в каменоломни Инкермана. За апостолом последовали в далёкую Тавриду и многие его ученики, предпочтя добровольную ссылку разлуке с духовным отцом. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным.

В положении раба-камнетёса святитель Климент продолжал служить как архиерей. От камнедобычи в скалах на берегу нынешней реки Чёрной образовались пещеры. Одну из них апостол расширил и обустроил под церковь. Слушая его проповеди, тысячи язычников обратились в христианство.

В 101 году слава о миссионерском триумфе Климента донеслась до Траяна. Разгневанный император приказал казнить епископа. Он был брошен в море с якорем на шее. Но по молитвам учеников апостола и всего христианского населения Херсонеса каждый год в день мученической кончины Климента море на шесть дней отступало, и люди могли молиться у подводного – в прочее время – грота с нетленными мощами священномученика.

Среди благодаривших Бога за это чудо были и херсонесские священномученики IV в. Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, а также 74-й папа Римский Мартин, сосланный в Херсонес за осуждение экуменизма в тогдашнем его проявлении – монофелитстве.

Почему Путин назвал Крым сакральным

Церковь Св. Мартина в Москве

Однако в 811 году море по грехам людским отступать прекратило. Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения. Так продолжалось полвека, пока Херсонес не посетили равноапостольные учители словенские, братья Кирилл и Мефодий. В 861 году они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого. После всеобщего покаяния и усердной молитвы нетленные мощи апостола чудесно появились на поверхности моря. Кирилл воспринял это чудо как покровительство его просветительской деятельности среди славян, что впоследствии блестяще подтвердилось.

В то время западная церковь считала богослужебными только три языка — древнееврейский, греческий и латынь. Поэтому деятельность Кирилла и Мефодия ею осуждалась. И только когда Кирилл принёс в Рим часть нетленных мощей его святого епископа, тогдашний папа Адриан согласился освятить богослужебные книги, переведенные на славянский язык.

И не исключено, уже по этим книгам крестили в Херсонесе великого князя киевского Владимира, через которого Господь и определил русским тот самый цивилизационный выбор, о котором говорил в год русской весны Владимир Путин. Равноапостольный князь Владимир перенёс в заложенную им в Киеве Десятинную церковь главу священномученика. Так мощи папы Римского стали первой христианской святыней, появившейся на Руси. Сейчас мироточивая глава священномученика Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

Однако Владимир Первый Креститель был не первым русским крестившимся князем.

Святитель Сурожский и Российский

Вообще, собор Крымских святых привязан к памяти Стефана Сурожского, и в самом этом сочетании просматривается некий оксюморон. Ведь Крым – это татарский топоним Тавриды (или Таврики), как она за столетия до появления там татар именовалась на Руси, тогда как Сурож – древнее русское название города, называемого ныне по-татарски Судак. Хотя татары им никогда даже не владели.

В VIII веке Сурож (в ромейских источниках – Сугдея) был центром одной из Таврических епархий, причём «первой среди равных» на полуострове. Возглавлял её во второй половине столетия архиепископ Стефан.

«Среди паствы Стефана Сурожского, несомненно, были славяне, – утверждает профессор Владимир Махнач. – Дело в том, что славяне, в чем не сомневается археологическая наука, жили в Таврии с момента возникновения славянства, то есть с I в. до н.э. или, во всяком случае, с I в. н. э… Посмотрите, ведь город по-гречески назывался Сугдея. Когда там жили итальянцы, он назывался Солдайя. По-татарски стал называться Судак. Но он имеет и славянское название Сурож… Как правило, славянские имена имеют те города, в которых славяне жили, даже если они жили в них в составе неславянского государства. Я вовсе не хочу сказать, что это было славянское государство. Нет, это была область владений Римской империи, то есть империи Византийской в VIII в. И, тем не менее, это было место, как и Херсонес Таврический, со славянским населением».

В конце того же VIII в. славянская рать… во главе с языческим князем Бравлином (Махнач предполагает, что этот славянский князь местный – таврический) захватывает Сурож. «Бравлин ограбил собор и за это был наказан странным образом. Нам житие не дает понять, что имелось в виду, когда это писалось. У него «наоборот перевернулось лицо»… Бравлин был, как и всё его окружение, страшно перепуган, а священники, уцелевшие от резни в Суроже сказали ему, что он осквернил гробницу. И князь язычник молится у гробницы святителя Стефана, где получает исцеление и принимает согласно житию крещение».

Ещё одна интересная и важная деталь. Святитель (кстати, участник Никейского собора, до того немало пострадавший от иконоборцев), при своей земной жизни так и не встретившийся с русами, в богослужении именуется «Сурожским и Российским», «Российской похвалой» положившим «душу свою за Россию». Как поясняет протоиерей Алексий Чаплин, «для Православной Церкви русскость характеризуется не национальным происхождением, а принадлежностью к Православию (ибо за какую Россию положил свою душу пострадавший от иконоборцев святитель Стефан, когда России еще не было и в помине?)».

Крым наш

В средневековье, задолго до татар, Тавриду населяли наряду со славянами, русами, греками, армянами, иудеями-крымчаками, караимами и готы. В твёрдости своей «греческой веры» нередко превосходили они греков. Так, в частности, в 754 году, когда Готский епископ подписал определения иконоборческого собора в Константинополе, жители Готии (тогда хазарской колонии) изгнали отступника, избрав на его место грека Иоанна – к тому времени уже известного подвижника. Около 758 года он был высвячен в епископы. В 787 г. Иоанн Готский (или Готфский, по-старославянски) благословил антихазарское восстание и сам в нём участвовал. Выступление было подавлено, епископ был заключён в тюрьму, где через три года скончался. По одним сведениям, его похоронили в Георгиевском монастыре у мыса Фиолент, по другим – на горе Аю-Даг в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла, возведенном по инициативе самого преподобного.

Этнический субстрат из готов и славян составил основное население православного княжества Феодоро (Богодарованного княжества, по-русски) со столицей Мангупом, основанного в XII в. Гаврами – ромейской династией армянского происхождения.

Создатель единой России (фактически первый её царь) Иван III рассматривал возможность заключения брака с мангупской княжной, но в 1475 году полуостров захватила несметная турецкая армия. Несмотря на наличие тогда уже у турок артиллерии, столицу Феодоро осаждали они целых полтора года, пока наконец не взяли измождённый, вымирающий от голода город.

Историческую справедливость восстановила уже Екатерина Великая.

Увы, за триста лет правления здесь Османской империи и вассального по отношению к ней Крымского ханства многие страницы православной истории Тавриды были стёрты. Или затёрты. Далеко не обо всех местных святых знаем. А о ком-то ведаем лишь по следам. Например, о святителе Савве, архиепископе Сурожском эпохи раннего средневековья. Известия о нём сохранились только в заметке на полях греческой Минеи XII в., а также в названии горы Ай-Савва (Святой Савва) у Сурожа. В 1872 г. была найдена икона святителя.

А вот о последнем (на сегодня) таврическом святом – архиепископе Луке Войно-Ясенецком известно столько, что рассказ лишь о подвигах святителя не вместился бы в эту статью.

И, наконец, о самом первом крымском святом, принявшем смерть на косом кресте в средиземноморских Патрах, напоминает нам многое. Это и флаг Новороссии (с основоположной её частью – Таврической областью), и Андреевский стяг военно-морского флота России, курсирующего сегодня от берегов Херсонеса по водам, омывающим Патры, и способного защитить  христианские общины Сирии – этих свидетельниц апостольских времён.

Ансамбль ЦВО должен был лететь на Ту-154, который разбился в Черном море

Ансамбль ЦВО должен был лететь на Ту-154, который разбился в Черном море

Ансамбль песни и пляски ЦВО должен был вернуться из Сирии в Екатеринбург на борту Ту-154, который разбился в Черном море 25 декабря. Учитывая трагедию, творческий коллектив вынужденно задерживается в Сирии и ждет нового рейса от Минобороны.

Как передает корреспондент NDNews.ru, артисты ансамбля песни и пляски ЦВО выступали в Сирии на российской авиабазе, поздравляли военных с наступающим Новым годом. Ожидалось, что участники коллектива вернутся в Екатеринбург на борту того самого Ту-154, который в минувшее воскресенье потерпел крушение. Об этом заявил главный дирижер ансамбля ЦВО Андрей Семочкин. И теперь артисты ждут дополнительного рейса от Минобороны, чтобы вылететь домой. В пресс-службе Центрального военного округа заявляют, что проблем с вылетом из Сирии нет – участники ансамбля отправятся в Екатеринбурге ближайшим самолетом. При этом в ЦВО отмечают, что спекулировать на теме отложенного вылета уральцев не стоит – они, теоретически, могли улететь из Сирии и другим самолетом. Так или иначе, участников ансамбля ждут домой в ближайшие два дня.

Напомним, авиакатастрофа произошла рано утром в воскресенье. Самолет Ту-154 Минобороны РФ, вылетев из Адлера, упал в Черное море через несколько минут полета. Погибли 92 человека – артисты и музыканты ансамбля имени Александрова, которые летели поздравить российских военных в Сирии, журналисты нескольких федеральных телеканалов и глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.
 

Миронов, Сурикова и Мацуев награждены за заслуги перед культурой России

Миронов, Сурикова и Мацуев награждены за заслуги перед культурой России

Евгений Миронов, Алла Сурикова и Денис Мацуев награждены орденами за заслуги в развитии отечественной культуры по указу президента РФ Владимира Путина.

Миронов, Сурикова и Мацуев награждены за заслуги перед культурой России

<small>Фото: EPA</small>

Миронов, Сурикова и Мацуев награждены за заслуги перед культурой России

В указе президента России Владимира Путина, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, сказано, что актер Евгений Миронов, кинорежиссер Алла Сурикова и музыкант Денис Мацуев награждаются орденами за заслуги в развитии культуры страны.

«За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить: орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени Миронова Евгения Витальевича — художественного руководителя… Государственного театра наций, город Москва», — сказано в тексте документа, передает РИА Новости.

Денису Мацуеву и Алле Суриковой присуждены ордена Почета.

Антон Орехъ: неожиданный сюрприз от Говорухина и Кобзона

Антон Орехъ: неожиданный сюрприз от Говорухина и Кобзона

Это для меня небольшой сюрприз. Не то чтобы я считал Станислава Говорухина или Иосифа Кобзона сторонниками вандалов и поклонниками хулиганизма, но Говорухин и Кобзон люди патриотической направленности, люди, встроенные в государственную систему. Не то, чтобы государственная система открыто поддерживала хулиганов и вандализм, но в последнее время скалывалось ощущение, что система не сильно-то и против. А стало быть, и люди, которые встроены в систему, тоже не должны быть сильно против. Даже если не согласен – лучше промолчать. Вот поэтому для меня стал сюрпризом законопроект, инициированный Кобзоном, Говорухиным и их коллегами, предусматривающий наказание за порчу, осквернение и прочие безобразия по отношению к произведениям искусства.

Я думаю, что в авторах проекта в этот момент проснулись не просто депутаты, а художники. Каждый художник чувствует себя неуютно и примеряет на себя ситуацию, когда видит, как какие-то полудурки выливают на картины мочу и швыряют какашки, как гопники в лампасах и одержимые бесами православные с хоругвями атакуют выставки. Ты никогда не можешь быть уверенным в том, что завтра эти байкеры или буденовцы не устроят вакханалию на твоей выставке или спектакле. Если закон примут – это будет тот редкий случай, когда Дума выполнит свое прямое предназначение, а не просто проштампует какую-то ерунду.

Впрочем, в России есть немало вполне приличных законов и правил. Если бы мы жили в строгом соответствии с ними, то и жизнь была бы не такой унылой. Но в России хорошие законы не работают. Правда, и плохие, слава богу, работают не всегда. Но хорошие работают еще хуже. Поэтому сразу же посмотрим на строгость наказаний. Штраф до 50 тысяч, если я хулиган-самоучка. А если я ответственное должностное лицо, то за обливание скульптур и фотографий зеленкой мне грозит до 200 тысяч. Есть еще общественные работы – пять круглых, непрерывных суток труда. Эта норма симпатичнее всех. Облил зеленкой или дерьмом – вот и оттирай все это сам пять суток напролет. А штрафы, как таковые, никого уже особо не пугают. В условиях инфляции, когда деньги дешевеют, штрафы дешевеют тоже. Ну, так что же – сажать? Человек, который выражает свое отношение к искусству с помощью фекалий, прежде всего дурак. А за глупость, вообще-то, не сажают. Хотя бывают исключения. Испоганит какой-нибудь идиот Джоконду, так картину будет жаль не меньше, чем человека. Порча полотна станет похожа на убийство. Но такое все-таки редкость. Поэтому сажать не обязательно.

Ведь самым эффективным способом борьбы с преступностью является не строгость наказания, а его неотвратимость. Если всю эту шантрапу после принятия закона действительно начнут поголовно ловить и штрафовать, шантрапы станет меньше. А если будут, как и прежде, смотреть сквозь пальцы и тихонько даже подбадривать казачков, мотоциклистов и самопальных батюшек, то какими тут штрафами и кого вы напугаете?

Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем

Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем

Пост, в котором никого не убивают, никто не воюет и никто не пьет жидкость для ванн. Девушка Жаслин переехала из США в Россию, в башкирский город Уфа. Она преподает английский язык, а в остальное время пытается освоить русский. Свое новое место жительства Жаслин обозначила как «самое холодное из всех, в которых она когда-либо бывала». Перед переездом кто-то сказал ей: «Если ты сможешь выжить в России, то переживешь и Северный полюс». Сейчас, спустя 5 лет жизни в России, Жаслин в этом ни капли не сомневается. Она ведет подробный блог о своей жизни, в котором делится впечатлениями и событиями, происходящими с ней в России. Конечно, по-началу у нее был настоящий культурный шок, который она подробно описывает в одном из своих постов. Девушка назвала его «Какого это — быть иностранцем в России»:

Первое, что шокирует иностранцев – это отношение к ним русских. Конечно, я пишу с перспективы американки, живущей в маленьком городе, и нужно понимать, что отношение людей в разных городах разное, так же, как и сами города отличаются друг от друга. Не поймите меня неправильно, но уж на грубых людей я насмотрелась: к примеру, тот пьяный парень в автобусе, который начал меня оскорблять, только услышав английскую речь. Но затем успокаивала меня после этого именно русская девушка.
Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем
Когда я только переехала сюда, я сразу почувствовала, как отличаюсь от остальных людей, как будто у меняна шее была огромная вывеска «я не русская». В основном, люди были ко мне настроены положительно, но, прожив в России около года, я постепенно начала понимать, как местные относятся к иностранцам. Чаще всего меня, как американку, спрашивали, как я отношусь к Путину и Обаме. Одно это уже может разочаровать, но, поверьте, русские люди интересуются не только политикой.
Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем

Фото из Fb Жаслин

Если честно, русские – самые милые и благодарные люди, что я встречала. Они относятся к иностранцам, особенно живущим за городом, с крайним уважением. Иногда я чувствую себя какой-то знаменитостью, и это сбивает с толку, ведь на самом деле я ничем особо не примечательна. Когда я выступала на семинаре в апреле, люди просили меня с ними сфотографироваться. Сначала я ничего такого не подумала, мы же все-таки выступали, но потом удивилась, когда после доклада русской учительницы с ней никто не захотел фотографироваться, было довольно-таки неловко. В другой раз мы с моей подругой сидели и разговаривали, к нам подошел парень и заявил: «Американцы! Я из Молдовы!» и спросил, можно ли ему сняться с нами. А ведь Деметри, моя подруга, даже не из Америки…
Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем
Самое удивительное в этом, конечно, это готовность людей осыпать меня подарками без повода. Правда, не сказать, чтобы я каким-то образом эти подарки заслужила (это напомнило мне про летний лагерь, откуда, собственно, и фотографии в посте). Так вот, пару месяцев назад Патрик, мой сосед, отправился в деревню за несколько часов езды от Уфы, чтобы там провести презентацию на пару с нашим директором. Он вернулся и привез с собой 5 килограмм меда и гуся, я не шучу! Гуся ему подарили как подарок в честь приезда! Потом как-то мы с Элизабет ехали куда-то на автобусе, и люди с нами разговорились: одна девочка, Настя, попросила у Элизабет написать ей письмо, а кто-то вручил нам булочку.
Культурный шок американки в России или каково быть иностранцем
Катерина и Ирина (американки, которые приехали в Уфу в рамках Fullbright Program) очень помогли мне как на работе, так и в летнем лагере. Ирина остаться на представление не смогла, а Катерине удалось. Ирине подарили красивый шарф и футболку с балериной, а Анна Мария (тоже из Америки, работает в Казани), когда приехала проводить тренинг, тоже была щедро одарена. Я еще сняла видео представления, которое подготовили специально для нее. Когда она произносила речь, она говорила за всех нас: «Мы же просто нормальные люди, нам все это не нужно.» Хотя я действительно очень высоко ценю эти дары, я чувствую иногда, что просто недостойна их.

Вы когда-нибудь были иностранцем в чужой стране? Как к вам относились местные?

Оркестру Росгвардии запретили исполнять хит про «лабутены»

Оркестру Росгвардии запретили исполнять хит про "лабутены"

Музыканты оркестра Росгвардии смогут исполнять теперь только патриотические произведения. Решение было принято по результатам рассмотрения жалобы со стороны православных активистов, недовольных песней группы «Ленинград» «Экспонат» в репертуаре.

Оркестру Росгвардии запретили исполнять хит про "лабутены"

<small>Кадр YouTube</small>

Оркестру Росгвардии запретили исполнять хит про "лабутены"

Новосибирские православные активисты добились изменения репертуара оркестра Нацгвардии с помощью жалобы, направленной в Министерство культуры. Им не понравился хит группы «Ленинград» «Экспонат», который был исполнен музыкантами на фестивале «Амурская волна», а также в Екатеринбурге — на международном конкурсе духовых оркестров.

Глава общественного движения «Народный Собор» в Новосибирске Юрий Задоя возмутился, что оркестр сыграл песню исполнителя, который страдает вредными привычками и употребляет нецензурную лексику, пишет «Комсомольская правда в Новосибирске».

«От алкоголя и наркотиков в России за год умирают более полумиллиона граждан, большая часть из них молодые люди. В это время на глазах всей страны с триумфом происходит легализация публичного сквернословия, пропаганда курения и потребления алкоголя. Происходит это на хабаровском фестивале, посвященном 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне!» — высказал свое негодование активист.

Так, в Министерство культуры со стороны активистов было направлено письмо, а затем получен ответ, где уточнялось, что оркестр исполнил только музыку из песни про лабутены, а сами слова из текста хита вслух не произносились. Однако гвардейцам впредь рекомендовано придерживаться только патриотических песен в своем репертуаре.

«Да, запретили играть «Ленинград», поэтому теперь играем только «Три танкиста — три веселых друга» и «Катюшу», чтобы всем православным нравилось», — прокомментировал ситуацию глава оркестра Тарас Юричин.

Путин потребовал разобраться с запретом постановки «Иисус Христос — суперзвезда»

Путин потребовал разобраться с запретом постановки "Иисус Христос — суперзвезда"

Президент РФ Владимир Путин потребовал разобраться с попытками ограничить свободу творчества. Разговор о свободе творчества и хулиганских выходках у главы государства зашел с с худруком Государственного театра наций Евгением Мироновым на заседании Совета при президенте по культуре и искусству.

Миронов рассказал, что в последнее время появились опасения по поводу ограничения свободы творчества. Путин попросил сделать разговор предметным, и перечислить — когда и кем были запрещены спектакли или другие творческие акции. Худрук театра наций напомнил о запрете показывать спектакль «Иисус Христос —суперзвезда» в Омске. На это Путин заявил, что в этой ситуации необходимо разобраться и выяснить, откуда именно исходил запрет, сообщает Life.ru.

Говоря о другой истории — срыв гастролей Сатирикона в Санкт-Петербурге — Путин отметил, что в данном случае была вина активистов, а не властей.

Президент заявил, что любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль или выставку, абсолютно недопустимы и должны наказываться по всей строгости закона. «Мы так и будем делать. И то же время, в самой творческой среде, я хочу подчеркнуть именно эту сторону дела, именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией», — цитирует Путина «Национальная служба новостей».

Сегодня 215-летие Владимира Даля, энциклопедиста русской жизни

Сегодня 215-летие Владимира Даля, энциклопедиста русской жизни

Масштабный лексикограф, фольклорист; моряк, военный; доктор медицины (хирург-офтальмолог), ратующий за альтернативные методы лечения; мужчина энциклопедического ума. Ведь что такое прославленный на весь честной свет Толковый словарь Даля как не тончайшая диалектическая энциклопедия русской жизни?

Его Словарь и сборник пословиц, – наряду с солидным литературным наследием, – содержат невероятный запас сведений и знаний о народном быте и нравах. Тем более ценных, что многие из них давно исчезли. Образованнейший и деятельнейший человек XIX в. Владимир Иванович Даль – несомненно знаковая фигура. Вклад его в мировую культуру непререкаем! Не зря 2001 год – двухсотлетие этнографа – был объявлен ЮНЕСКО международным годом Даля. 

С детства рукастый, «додельчивый», Даль с младых ногтей знал азбуку горного, военного, врачебного дела. Вполне представлял себе ремёсла гончаров, стеклодувов, плотников: навыки те прививал детям датчанин-отец, добровольно и  окончательно выбравший Россию домом. Даль-старший стопроцентно лоялен народу, империи, обычаям, налогам и даже климату. Что надёжно и прочно завещал потомкам.

Следуя отцовским заветам и совету В. Жуковского Даль, повторяя отцовский опыт, уехал на службу в оренбургскую глушь: «Запихай меня лучше, как шапку, в  рукав жаркой шубы сибирских степей», – скажет он позже о своём ошеломлении от  внезапного ареста за «Русские сказки», запрещённые в связи с подлым доносом в  1832. Истый государственник, истово верующий, власти он служил по-отцовски искренне, – и ему была невыносима мысль, что кто-то, а тем более власть, ему не  доверяет!

Владимир вырос многогранным, начитанным, внимательным к деталям, но очень непростым по характеру человеком. С одной стороны – Даль внешне открытый, весельчак и балагур, душа компании, её любимец. С другой – упёртый категоричный «маньяк»-трудоголик – сам в себе: отчаянный моралист, весьма осторожный в  высказываниях, умеющий скрывать то, чего не нужно лицезреть окружающим.

Превосходно осведомлённый о посконном житии уральского казачества, он, – как и уральцы, – сознательно держит себя в жёстких дисциплинарных рамках, известных ему с юношеского морячества. Вплоть до казацкой мобилизационной готовности быстро перейти от мира – к войне.

Казацкие обрядовые традиции досконально отражены в энциклопедических очерках, включённых в словарь. Далю сильно импонировали их коллективные помыслы, чёткое распределение обязанностей меж членами общества, поделённого на  когорты. Где каждая вещь и действие имели привычное название, участок, – зону ограничения, – и пóлку. Таков в быту и сам Даль: скрупулёзный, обстоятельно-филигранный, всё примечающий; живущий фиксируя и, если можно так выразиться, каталогизируя происходящее. 

Уместно напомнить, что словарные лексикографические списки собирали многие современники. Это и Грибоедов, и Пушкин, Лермонтов. Позже Достоевский, будучи уже читателем Даля; правда, собирал бессистемно, урывками. На то были веские причины: от каторги до заманчивых пристрастий и любовных похождений.

В 1847 году Второе отделение Императорской академии наук выпустило академический словарь «Церковнославянского и русского языка». Который Даль подверг жестокой критике за кичливый официоз, изрядную «славянщину», её  переизбыток, но… Было уже экзистенциально поздно. В 19 веке «церковнославянизмы» вышли далеко за пределы церкви: используясь в административных, законодательных, научно-воспитательных сферах. Разделить собственно русский и  церковный языки – было невыполнимо! Да и рискованно к тому же, опять же по политическим соображениям.

Даль пошёл иным путём. Убрав из своего манускрипта совсем уж ветхие изречения. Исключив суффиксальные образования и сложения, достаточно продуктивные в церковнославянском.

Изыскания Даля растянулись почти на полвека. Поэтому современник, заглянувший в его труды, нашёл бы там практически все использовавшиеся им выражения, слова. Также слова, не слышанные вовсе: элементарно потому, что они были «неудобны», каверзны в применении. Но именно в том «неудобстве» – вся соль проекта.

Как ни прискорбно, после выхода Словаря, где первая роль принадлежит животному и растительному миру, аристократический свет практически не прислушался к Далю – не повернулся лицом к природе.

Вторая половина 19 в. крайне политизирована. Противоборствующие стороны находят вокруг лишь «квас да спирт», – по-лесковски, – а не «божью аптеку». Посему наиболее востребованными оказались лексические, литературно-публицистические средства, объясняющие политико-экономические взгляды, изводы и исходы.

Как сказано вначале, В. Даль немало поработал в Орловской губернии чиновником по особым поручениям – при генерал-губернаторе В. А. Перовском. Выросший и воспитавшийся в свободолюбивую эпоху Александра I, он имел чрезвычайно независимый характер. Пользовался большой самостоятельностью. Был инициатором сонм крупных начинаний.

Бурная литературная деятельность не раз приводила его к опале и дважды – к аресту.

Министр внутренних дел Л. А. Перовский (брат губернатора В. А. Перовского), честолюбивый и нетерпимый к проявлениям своемыслия, – невзирая на  высокую оценку Даля в качестве чиновника, – вконец не выдержал и вызвал последнего на ковёр. (Уже после перевода в 1841-м из Оренбурга в Петербург, – авт.) Выдвинув ультиматум: «Служить – так не писать! Писать – так не служить!».

Даль, внешне почтенно согласившись, продолжил и служить, и писать.

Актриса Кейт Бекинсейл в Москве

Актриса Кейт Бекинсейл в Москве

Британская актриса Кейт Бекинсейл, знакомая зрителю по картинам «Фламандская доска», «Много шума из ничего», «Перл-Харбор» прилетела в Москву, чтобы представить новый фильм из популярной франшизы «Другой мир: Войны крови». Как и в первой части боевика, вышедшей в 2003-м году, Бекинсейл играет роль вампира-воительницы Селин. Однако на сей раз Селин предстоит сражаться не только с оборотнями, но и противостоять родному клану, предавшему ее.

Впрочем, на пресс-конференции актриса рассказывала не только о фильме. И не только на родном английском. Оказалось, что Кейт «изучала русский язык в университете в Оксфорде. Мы много читали русской классики, а первый спектакль, в котором я участвовала, был «Чайка», и для меня это очень важно, потому что Чехов — мой любимый писатель. Мне нравится поэзия Анны Ахматовой и Александра Блока. Целый год в университете мы изучали Достоевского».

— Вам, драматической актрисе, привыкшей к настоящим ролям, не было ли обидно работать с теннисным мячиком вместо настоящих актеров?

— Дело в том, что мы старались как можно больше снимать в настоящих декорациях, и я старалась выходить на площадку с живыми актерами. Так что очень немного сцен было снято на зеленом экране, у нас почти не было никогда этого мячика. Конечно, мне удобнее сниматься в экранизация Джейн Остин, но такие экранизации мне тоже подходят.

— Фильм будто разделен на две части. С одной стороны, это жесткий экшен, с другой он вышел очень трогательным, эмоциональным. Какая часть для вас оказалась сложнее – драматическая или прыжки и трюки?

— Конечно, любая игровая сцена для меня проще эпизодов с драками, с оружием. С другой стороны, мне интересно наблюдать за тем, что получается в итоге.Одна из причин, по которой я снимаюсь в этом фильме, та, что там перемешано много составляющих. Все драки, сражения происходят не просто так, они зависят от состояния Селин. А она дерется только в безвыходных ситуациях. В этой части я играю мать, которая должна защитить свою дочь от смертельной опасности. И всякая мать знает, что она будет это делать любой ценой.

— Сейчас выходит много фильмов о супергероях. Если бы вам представилась такая возможность, кого из них вы бы взяли в помощь Селин?

— Мне очень нравится Женщина-Кошка. У нас с ней даже костюмы похожи, поэтому, думаю, мы бы хорошо смотрелись с ней вместе. Мне нравится Бэтмен. Он настоящий супергерой. А вообще, мне бы хотелось, чтобы это были британские лица, британских супергероев.

— Верите ли вы в вампиров и оборотней в жизни?

— Мне кажется, что вампиры существуют. В мире на самом деле существует масса страшных вещей, так что и оборотни где-то есть. Скорее всего они живут в Лондоне, потому что в Лондоне все есть. Но мне с ними сталкиваться не приходилось. Наверное, они меня боятся. Я верю в это.

 

— Режиссер фильма Анна Форстер не скрывает, что ей очень понравилось с вами работать.

— Одна из главных причин, почему мы решили сделать пятую часть — мы нашли хорошего режиссера, которому еще и нравилась идея фильма, этой части. И мой персонаж. И мы с ней задумали снять его очень эмоциональным, где образ Селин будет глубже, чем в предыдущих фильмах. Не знаю, получилось бы задуманное, если бы режиссер был мужчиной. Анна талантлива, уверенна, проницательна. И ее идеи мне понравились.

— В фильме вы пьете кровь из самовара (и правда, из чего еще ее пить). Чья была идея с самоваром?

— Это была моя идея. Мне хотелось, чтобы самовар был как некий церемониальный предмет. И, вспомнив о русских чаепитиях у самовара, я решила, что стоит использовать такой нюанс. Придумать-то я придумала, но мы стали думать – как достать самовар. Оказалось, что в Чехии у кого-то из съемочной группы жила бабушка, а у нее хранился настоящий самовар.

— Ради съемок в этом фильме вы специально занимались боевыми искусствами. А в детстве какими видами спорта вы увлекались?

— В детстве я ничем не занималась, в основном читала книги. Я обожала читать и читала все свободное время. На физкультуре я всегда пыталась убежать от мяча, а не догнать его. Так что я не слишком спортивный человек. Для «Другого мира» я действительно много занималась спортом, и мне пришлось познакомиться со многими видами оружия.

— А правда, что вы внимательно следите за своим окружением и суеверны?

— О, да! Я всегда слежу за тем, чтобы правильной, правой ногой ступить на борт самолета, всегда слежу за приметами.

— Часто актеры говорят – мне повезло работать с тем-то актером или сниматься у того-то режиссера. Вы думаете такими категориями?

— Конечно. В первую очередь это Мартин Скорсезе. Это режиссер, встретившись с которым, не хочется расставаться. В одной из моих первых работ (мне тогда было лет 18) у Кеннета Браны в фильме «Много шума из ничего» я встретилась на площадке с Дензелом Вашингтоном, Киану Ривзом и Эммой Томпсон. К тому моменту они все были великими, а я была совсем юна и приходила в ужас от одной мысли, что мне придется с ними работать. Среди великих, с кем мне довелось работать, конечно, и Габриэль Аксель («Принц Ютландии»), Льюис Гилберт («Дом призраков») и Джим МакБрайд («Фламандская доска»). Я очень благодарна судьбе, что работала с ними.

Министр культуры призвал защитить отечественное кино от Голливуда

Министр культуры призвал защитить отечественное кино от Голливуда

Министр культуры России Владимир Мединский высказался за введение протекционистских мер с целью защиты отечественного кино от Голливуда. По его словам, в настоящее время российская киноиндустрия работает «в жутких условиях мегагайдаровского рынка».

Министр отметил, что протекционистские меры в отношении отечественного кино действуют во Франции, Италии, Польше, в Китае. России также необходимы «жесткие решения и цеховая консолидация вопреки частнособственническим интересам отдельных буржуа». Небольших госдотаций недостаточно для построения киноиндустрии в России, передает слова Мединского РИА Новости.

Поклонская приписала Суворову фразу Чацкого из Грибоедова

Поклонская приписала Суворову фразу Чацкого из Грибоедова

Русский полководец Александр Суворов с лёгкой руки экс-прокурора Крыма Натальи Поклонской «заговорил» словами литературного персонажа Александра Чацкого из произведения Александра Грибоедова.

Как передаёт корреспондент NDNews, фрагмент видео, где Поклонская цитирует «Горе от ума», с комментарием к нему разместила на своей странице в Фейсбуке журналист Марина Юденич.

В своём эмоциональном комментарии Юденич резко раскритиковала депутата госдумы Поклонскую, отметив, что в данном случае имеет место не пробел в образовании, а «упорство в невежестве». Журналиста особенно возмутило, что Наталья Поклонская не извинилась за ошибку, а начала утверждать, что Суворов и Чацкий «оба так сказали».

Вместе с тем, писатель и политтехнолог Марина Юденич, под угрозой «бана», потребовала от своих подписчиков не оправдывать, но и не оскорблять Наталью Поклонскую, несмотря даже на то, что депутат не точно продекламировала фразу Чацкого «служить бы рад, прислуживаться тошно», приписав её, к тому же, Суворову.

Между тем, поправляя Поклонскую, сама ведущая радиопрограммы оговорилась, приписав, в свою очередь, комедию Грибоедова – Лермонтову. Правда, потом поправилась.

После совков — гопники

АЛЕКСАНДР СКОБОВ

После совков — гопникиСоветский Союз был агрессивной мессианской империей, ощущавшей себя участницей глобального мистического поединка с Соединенными Штатами как бастионом и средоточием мирового капиталистического зла. Это зло подлежало уничтожению, и поединок должен был закончиться падением одной из сторон. И все же представить себе, чтобы на советском телевидении распевали песенку про «медаль за город Вашингтон», невозможно. Такую песенку вполне могли горланить пьяные гопники во дворе. Но в публичном пространстве это было немыслимо.

Можно, конечно, объяснять это тем, что тоталитарный советский режим с его тотальной цензурой не допускал гопников до эфира. А теперь у нас типа свобода. В том числе и для гопников. Однако уместно задать вопрос: почему в публичное культурное пространство не пускали именно это? Представители советской партийной элиты по своему происхождению и воспитанию отнюдь не были английскими лордами. Про пошлость и безвкусие советского «большого стиля» написаны сотни статей и книг. И тем не менее подобное ерничанье «советский стиль» исключал.

Эти культурно-цивилизационные табу действовали не только в советской элите. Любой воспитанный советской системой обыватель, отличавший себя от гопника, понимал, что подобная песенка — непристойность, наподобие скабрезного анекдота. Потому что нельзя глумиться над трагедией. Ни над той, которая была (и про которую написана игриво переделанная песня), ни над той, которая может случиться. И надо сделать все, чтобы она не случилась. «Борьба за мир», «лишь бы не было войны», «спасем человечество от катастрофы» — все это не было для советского человека пустым звуком.

Партийные идеологи испытывали настоящие теологические мучения, пытаясь увязать эту «борьбу за мир» с догматом о том, что капиталистический мир должен быть повержен. Придумывали всякие «мирные соревнования систем», обещали, что против гнета капитала поднимутся «трудящиеся всех стран», в том числе и Америки. Им надо только немножко помочь. Мы же хотим всех освободить, а не уничтожить. И это оставалось стержнем советского мессианства. На этом держались культурные табу, благодаря которым гопники оставались маргиналами. Да, не все в это верили. Многие в глубине души считали борьбу за мир военной хитростью. Но говорить об этом вслух все же считалось непозволительным. И не из страха выдать врагу главную военную тайну. Этого стеснялись.

Теперь у нас вместо помощи трудящимся в деле освобождения — стремление низвергнуть в геенну огненную «поганых толерастов», отступившихся от традиционных семейных ценностей. Забывших, что между мужчиной и женщиной не может быть равенства. Не уважающих наши «духовные скрепы». Такие, как крепостное право.

В результате все культурные табу разрушены. Гопников впустили в публичное пространство. Культурная элита опустилась до уровня гопников. А я все твержу либералам, как дурачок: Путин не возвращает нас в «совок». Путин сталкивает Россию на гораздо более низкую стадию цивилизационной эволюции, чем та, на которой находилось советское общество. На уровень полублатной архаики подворотни.

Top